Сейчас уже нет возможности точно узнать, как произошло одомашнивание диких кошек. Видимо людям были хорошо известны привычки, предпочтения в еде и характер древних кошачьих, т.к. данные при раскопках говорят, что жили они всегда поблизости.
До сих пор в происхождении домашней кошки остается много загадок. Нам не известно происходит она от одного или нескольких видов. Исходным предком нынешней домашней кошки принято считать дикую североафриканскую ливийскую или буланую кошку. Она так же известна как степная, крапчатая, нубийская. В диком состоянии нубийская кошка сохранилась и до наших дней. Обитает она в пустынях с зарослями черного саксаула, в кустарниках вблизи водоемов, в горах, предгорьях, вблизи населенных пунктов. Внешне кошка напоминает домашнюю, но более сухощава, с узким длинным телом, высокими ногами, тонким заостренным хвостом. Окрас буланый – бледно рыжеватый, живот и хвост с нижней стороны беловатый. Кончик хвоста черный, по телу расположены черные полосы. Кошка легко приручается. Питается мелкими грызунами и птицей.
Полагают, что европейская лесная кошка и некоторые разновидности диких азиатских кошек тоже сыграли роль в становлении современной домашней мурки.
В странах Западной Европы и Малой Азии распространена дикая лесная и европейская кошка. Известен 21 подвид. Обитает в высокоствольных лесах, зарослях кустарника, вдали от населенных пунктов. Устраивает логово в покинутых лисьих норах и дуплах деревьев. По внешнему виду лесная кошка похожа на серую домашнюю, но крупнее и массивнее. Питается не только грызунами, но способна справится с зайцем и даже недавно рожденными детенышами оленя и косули. Приручаются плохо, даже если воспитаны в неволе с детства. При угрозе кошка проявляет свирепость и может нанести серьезные увечья противнику.
Параллельно с одомашниванием нубийской кошки в Индии и Афганистане была приручена индийская степная кошка. Предположительно эти животные были одомашнены на два тысячелетия раньше африканского вида. Степные кошки имеют длинную шерсть, что, предположительно, повлияло на формирование длинношерстных пород.
Точную дату одомашнивания назвать нельзя, из-за того, что этот процесс длительный и исторические документы его отражают не всегда. Можно лишь сказать, что это произошло значительно позже, чем собаки, и связано с возникновением и развитием земледелия.
Наиболее древние сведения о кошках относятся к VI-VII тысячелетиям до н.э. Подтверждением этому служат статуэтки женщин, которые кормят и играют с мурками. Но это могли быть единичные случаи приручения кошек. К этому же периоду относят находки изображения этих животных.
Считается, что впервые дикая кошка была приручена в Египте, 5000 лет тому назад. Это подтверждено археологическими материалами.
Среди иероглифических записей в гробницах царей V и VI династий встречаются иероглифы со значением кошка. Изображение этих животных в Древнем Египте чаще встречаются в период Нового царства. Преступление против священного животного - кошки, сурово каралось. Археологи находили кладбища этих животных, с искусно выполненными мумиями кошек. Этих животных строго запрещалось вывозить из страны. Однако кошки все равно попадали в другие страны и распространились повсюду.
В Древнем Риме кошка считалась символом свободолюбия. Это животное пользовалось уважением у оседлых арабов. У кочевых арабов кошки на находили практического применения, поэтому они пренебрежительно относились к ним, считали воплощением злых духов. В арабском языке слово "кошка" имеет 19 названий.
Христиане считали кошку порождением зла, связывали ее с магическими обрядами. Особенно много суеверие связано с черным животным. Истребление кошек привело к значительному увеличению количества грызунов, особенно крыс. С этим, скорее всего, связано распространение в Европе и Азии в середине XIX века бубонной чумы, переносчиками которой являлись крысы. К концу XVIII века репутация кошек, как регуляторов численности грызунов была восстановлена.
В Россию кошки попали и с запада, и с юга. Об этом свидетельствуют раскопки останков, относящиеся к X-XIV векам. На Руси кошка почиталась как хранительница очага.